Управление проектами и процессами

Навыки проектной деятельности: умение ставить цели, определять результат, выбирать адекватные способы достижения целей, способность организовывать процесс. Умение измерять достигнутые результаты для планирования следующих шагов проекта.

Коммуникативная компетентность

Способность устанавливать контакт, налаживать доверительные отношения, выстраивать эффективную коммуникацию. Умение работать в команде и обучать этому. Способность вести диалог с представителями различных культур, мировоззрений. Владение иностранными языками.

Ценностная определённость

Способность понимать себя, управлять собственным состоянием, поведением, умение видеть себя со стороны. Умение расставлять приоритеты на основе собственных ценностей.

Креативность

Гибкость мышления и поведения. Способность предлагать несколько различных вариантов решения задачи, готовность формулировать нестандартные ответы на вопросы, способность создавать нечто новое.

Системное мышление

Способность увидеть сложные явления целиком, умение смотреть на явление с разных точек зрения, использовать междисциплинарный подход. Способность видеть процесс в динамике, в различных взаимосвязях.

Информационная компетентность

Открытость к новой информации. Способность добывать нужную информацию, пользоваться различными источниками. Умение структурировать информацию, критически ее оценивать. Высокая осведомленность по профильному направлению.

Цифровая грамотность

Владение различными инструментами работы с информацией (интернет-технологии, тренажеры, симуляторы, различные гаджеты и др.). Основы программирования, способность создавать алгоритмы работы.

Мультиязычность и мультикультурность

Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).

Свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста разных стран. Умение взаимодействовать с людьми разных возрастов.

Тренды образования будущего

Тренды определяют направления развития, оказывают влияние на различные сферы профессиональной деятельности, в том числе на сферу образования. 

Непрерывность

Знания, которые мы получаем, быстро устаревают. Образование перестает быть начальным этапом в начале самостоятельной жизни, а становится непрерывным процессом, сопровождающим человека на протяжении всей жизни. Быстрая смена информационного и технологического фона приводит к тому, что обучение становится постоянным. Люди будут учиться не только до 25 лет, но и после 60. Сегодняшним примером этого тренда является чемпионат по стандартам WorldSkills «Навыки Мудрых». Количество времени, которое мы будем тратить на образование, повышение квалификации, обучение новым навыкам, изучением новых профессиональных направлений будет увеличиваться. Стратегия выпускника школы, нацеленная только на получение диплома о высшем образовании, – это стратегия прошлого. Уже сейчас актуальным является лозунг learning from life — обучение в течение жизни. 

Интерактивность

Лекции, в которых педагог был транслятором знаний, лидировали практически более 1000 лет. Такая форма обучения нацелена на массовый спрос получения образования. В этом случае оно существенно дешевле, чем, например проектное обучение, которое основано на индивидуальном подходе и наставничестве.

Проектный метод обучения, а также различные современные образовательные технологии, техники и формы обучения (кейс-метод, хакатон, воркшоп и др.) в большей степени отвечает требованиям современного мира. Можно предположить, что в будущем проектный метод, если и не вытеснит полностью классическую лекционную модель обучения, то станет основным методом, а лекции будут читать роботы.

Все чаще будут использоваться игровые, интерактивные, имитационные формы обучения, поскольку они позволяют более эффективно осваивать изучаемый предмет.

Приведем примеры:

Профессор из Вашингтонского университета учит математике свой класс, используя Kinect, Wii Remote и PlayStation Move. Хороший уровень интерактивности увлекает студентов и учеников, а информация, тем самым, лучше усваивается.

Другой подход, используемый педагогами, направлен не на геймплей или интерактивность, а подчеркивает то, как студенты могут обучаться в процессе изучения создания игр. Основная идея в Gamestar Mechanic — обучить студентов базовым навыкам создания игр (без сложностей программирования), чтобы те могли создать собственные игры, и тем самым научить их языку, системному мышлению, решению проблем, написанию сценариев, искусству и прочему. 

Индивидуализация

Сегодня в школах обучающиеся составляют индивидуальный учебный план, в котором часть предметов включается исходя из потребностей самого школьника. В будущем не будет необходимости подстраиваться под общее расписание и пожелания группы – теперь процесс обучения достаточно легко адаптируется к запросам конкретного ученика и его личным особенностям. Можно будет выбрать формат обучения и его темп, сконцентрироваться на очень узкой теме или, наоборот, пройти необычную междисциплинарную программу.

Учителям важно сосредоточиться на личности человека, а не на обобщенном образе среднего ученика. Почти никто из них не попадает под стандарт. Кто-то силен в одних науках больше, чем в других, у кого-то есть выдающиеся или редкие способности. Все это нужно учитывать и развивать». Индивидуальный подход будет поставлен в центр образовательного процесса – учебные планы станут формироваться самими обучающимися. На смену традиционным дипломам придут индивидуальные профили компетенций. 

Диджитализация

Предполагает использование инструментов обучения с применением IT – онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры. Это дает новые возможности — ученики не просто усваивают знания, а развивают умение работать с информацией, учатся входить в продуктивные состояния сознания, позволяющие лучше концентрироваться и решать сложные творческие и аналитические задачи.

Расстояние больше не играет роли – курсы многих престижных вузов уже сейчас можно слушать онлайн из любой точки мира. В будущем дистанционные школы и университеты станут равноправной альтернативой традиционному очному образованию, а «электронные наставники» будут курировать учебный процесс и помогать студентам осваивать программу.

Расстояние больше не играет роли – курсы многих престижных вузов уже сейчас можно слушать онлайн из любой точки мира. В будущем дистанционные школы и университеты станут равноправной альтернативой традиционному очному образованию, а «электронные наставники» будут курировать учебный процесс и помогать студентам осваивать программу.

Уже сегодня крупные компании, такие как Яндекс, Google, Сбербанк, Intel и др., обучают своих сотрудников по средствам онлайн-курсов и диджитал технологий.

Типичной образовательной моделью уже к 2030 году может стать «перевёрнутый» университет («flipped university»), в котором обучение ведётся через платформы массового открытого онлайн-образования (MOOC), такие как edX, Coursera и т.д., а в самих университетах реализуются только лабораторные работы, учебные проекты и живые обсуждения.

Массовые аттестационные тесты для определения общего образовательного уровня постепенно будут терять актуальность. Им на смену придут интернет-системы оценки и сертификации, позволяющие получить внешнюю подтверждаемую оценку о наличии отдельных компетенций и навыков. 

Проактивность

Обучение на опережение – взгляд из будущего, формирование качеств и навыков, которые будут помогать моделировать и решать задачи будущего. Данный тренд отражает опережающую роль образования по отношению к социально-экономическому развитию. Проактивность предполагает субъективацию образования – «педагог будущего» нацелен на формирование у учеников активной жизненной позиции, готовности принять на себя ответственность за решение различных жизненных и профессиональных задач.

Для примера приведём выступление главы компании Unfold Learning и бывшего директора по обучению Apple – Уильяма Ранкина:

«Детей необходимо учить не теории, а образу действия в постоянно меняющемся мире. Нужно делиться с обучающимися только теми знаниями, которые позволят им успешно что-то создавать. Это крайне важно. Ведь образование предполагает не просто передачу информации, а раскрытие потенциала человека.

Мультидисциплинарность

В будущем, в более сложном быстроменяющемся мире будут размываться междисциплинарные границы. Открытия и инновации происходят на стыке различных наук, отраслей знаний. От «педагога будущего» будет требоваться междисциплинарный подход. Соответственно преподаватель, педагог должен разбираться не только в своей дисциплине, но и в смежных или даже совсем, казалось бы далёких областях.

Наставничество

По большому счёту меняется и сама роль педагога. От непререкаемого эксперта и гуру, познавшему истину — к соисследователю, фасилитатору, наставнику, который вместе с обучающимися идёт дорогой открытий или организует эти открытия, не выдавая их в готовом и неизменном виде.

Какие информационные технологии изменят систему образования

Новые профессии

РАЗРАБОТЧИК ИНСТРУМЕНТОВ ОБУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯМ СОЗНАНИЯ

Cоздает программы и оборудование (например, устройства биологически обратной связи) для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление, повышенные творческие способности и др.).

Например, компания Wild Divine продает устройства и программы по обучению пользователей концентрации, релаксации и осознанности. Существуют и приборы биологической обратной связи, разработанные специально для осознанных сновидений.

ИГРОПЕДАГОГ

Специалист, который создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем. В школах будет замещать традиционного учителя. В России традиционно существуют развитые традиции игропедагогики в школах. И проникновение игр в школы сейчас в основном ограничено нормативно-правовой базой.

РАЗРАБОТЧИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ

Профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажеров, симуляторов, стажировок и др., на их основе разрабатывающий образовательный трек с учетом психотипа, способностей и целей отдельного человека.

ТРЕНЕР ПО МАЙНД-ФИТНЕСУ

Cпециалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя. Такие программы существуют уже сейчас – например, Mind Fitness Training Institute в Вирджинии предлагает всем желающим 7-дневный интенсив по развитию когнитивных навыков, а компания Lumosity разработала более 40 онлайн-игр для развития когнитивных навыков.

ЭКОПРОПОВЕДНИК

Специалист , который разрабатывает и проводит образовательные и просветительские программы для детей и взрослых по образу жизни, связанному со снижением нагрузки на окружающую среду (отказ от избыточного потребления, раздельный сбор мусора, экологически-осознанный образ жизни и др.), а также программы для производственных предприятий по более экологичным практикам производства.

ОРГАНИЗАТОР ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы, а изучение теоретического материала является необходимой поддерживающей деятельностью.

ТЬЮТОР

Педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития.

ИГРОМАСТЕР

Специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.), сопровождению игр с использование симуляторов. Образовательный потенциал игр исследовался в развитых странах с начала нулевых (в 2001 году MIT и Microsoft запустили совместный проект Games-to-Teach), а в последние годы геймификация (применение игровых механик в неигровых процессах) стала заметным трендом. В 2013 году на образовательном портале Coursera появился курс «Компьютерные игры и обучение», а Нью-Йоркский университет даже предлагает магистерскую программу для игромастеров. В России направление обучающих игр поддерживается Всероссийской ассоциацией по играм в образовании.

МОДЕРАТОР

Специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала в ходе практической деятельности. Набор навыков, востребованных в социологии, психологии и маркетинге, становится актуальным и в сфере образования. Например, американская компания Corporate Education Group, специализирующая на консалтинге и корпоративных тренингах, в 2014 году опубликовала вакансию «модератора виртуальных курсов», а компания ATIM разработала серию обучающих курсов для менторов и модераторов – в том числе и курс по онлайн-модерации. Модераторы активно используются и в российском образовании, например, большая часть образовательных программ Московской школы управления «СКОЛКОВО» проходит с участием модераторов.

МЕНТОР СТАРТАПОВ

Это профессионал с опытом реализации собственных стартап-проектов, курирующий команды новых стартапов, обучающий их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности. На Западе ментор — уже сложившаяся профессия, а в России, в связи со слабым развитием малого бизнеса, она только набирает популярность. Тем не менее уже сейчас в бизнес-инкубаторах и акселераторах (например, бизнес-инкубатор ВШЭ, Стартап Академия «Сколково» и Венчурная академия LaunchGurus) существуют менторские программы. Услуги независимых специалистов также пользуются спросом.

КООРДИНАТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ

Специалист внутри образовательного учреждения или независимом образовательном проекте, который имеет компетенции в онлайн-педагогике и сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам / дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала платформы. В некоторых российских вузах появились целые подразделения, отвечающие за эти функции – например, в МФТИ существует Лаборатория инновационных образовательных технологий, а в Высшей школе экономики — Центр развития образовательной среды. Это, в частности, позволило вузам разработать собственные онлайн-курсы для платформы Coursera. Развиваются и российские онлайн-платформы, например, «Универсариум» и «Eduson».

Перспективные педагогические методы и технологии

В ситуации реализации современных трендов в развитии образования – индивидуализация, непрерывность образования, интерактивность, диджитализация, проактивность, мультидисциплинарность, наставничество – меняется роль педагога. Соответственно, изменяются и методы преподавания, появляются новые технологии, предполагающие активное деятельное включение обучающихся. Вот некоторые из них.

Мастер-класс

Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас»

Сам мастер-класс является современной формой проведения обучающего мероприятия с целью повышения профессионального уровня слушателей и приобщения их к новейшим областям знаний.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что ещё более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Мастер-класс проводит эксперт в определённой области для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этой сфере.

Смысл мастер-класса состоит в том, что мастер своего дела, известный действующий специалист, делится со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась им лично. Сегодня невероятно востребованы мастер-классы в различных сферах (дизайн, кулинария, швейное дело, фотография и т.д.).

Образовательный квест

Актуальность использования в образовательном процессе технологии «квест» сегодня возрастает, т.к. образование нового поколения требует применения в обучении технологий деятельностного типа.

Обучающиеся в процессе работы над квестом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации. При работе над квестом его участники развивают навыки поиска, анализа информации, обучаются передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию, которая, в свою очередь, позволяет найти решение для квеста.

Кейс-метод

Кейс-метод — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, педагогических ситуаций и т.д. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Сравнительно недавно метод решения кейсов получил широкое распространение в образовании, став одной из самых эффективных технологий обучения, т.к. имеет ряд преимуществ. Назовем три самых главных: практическая направленность, интерактивный формат, формирование «мягких навыков» (soft skills).

Воркшоп

Воркшоп – это коллективный метод обучения, который подразумевает активное участие каждого человека. Дословный перевод термина – «рабочая мастерская». Основные отличия воркшопа от мероприятий другого типа – высокая интенсивность группового взаимодействия, активность и самостоятельность участников, актуальный опыт и личное переживание. Наставник умело контролирует процесс, направляет деятельность группы, помогает участникам подобрать методы и приемы для исследования. Сам же ведущий в процессе обучения активно не участвует.

Результат каждого зависит от степени его вовлеченности и слаженной командной работы.

Хакатон

 

Само слово «хакатон» – это термин, получившийся от сочетания двух слов: хакер и марафон. Сегодня хакатоны уже не относятся к хакерству, это просто «марафон специалистов», где небольшие команды специалистов из разных областей сообща работают над решением какой-либо задачи. Обычно хакатоны проводятся от одного дня до недели.

Как правило, задачей хакатона является создание полноценного продукта или его прототипа.

Митап

 

В классическом понимании митап — встреча специалистов для обмена опытом и обсуждения тех или иных проблем в неформальной обстановке.

От клубов по интересам они отличаются тем, что это короткие мероприятия. Они занимают один, может быть, два часа и не предполагают, что участники будут встречаться постоянно. Цель митапа — свести людей с аналогичным опытом в той или иной сфере, чтобы они обменялись своими идеями, мыслями и, возможно, нашли какое-то решение проблемы.

Приведем пример:

Если вы пошли в кафе попробовать новое блюдо, это нельзя назвать митапом. Если вы пошли в кафе и  при этом обсуждаете в обществе экспертов достоинства тех или иных блюд, а также технологии их приготовления, вы можете назвать это митапом.

Тимбилдинг

 

Тимбилдинг – действия или мероприятия, предназначенные для создания командного духа среди сотрудников организации, сплочения коллектива. Основная задача — повышение работоспособности и эффективности персонала, улучшение взаимодействия между ними, что, в конечном итоге, отражается на повышении бизнес-показателей. В процессе тимбилдинга используются мотивационные методики. Их смысл в том, что сотрудники учатся лучше понимать логику принятия решений другими людьми, учатся адаптироваться в коллективе, выясняют психологические роли и установки своих коллег. Это в дальнейшем помогает и в решении рабочих задач.

Проектный метод

 

Проектный метод обучения – это метод, направленный на развитие творческих и познавательный процессов, критического мышления, умения самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности, ориентироваться в информационном пространстве.

Одной из особенностей метода проектов можно назвать то, что он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, организованную в виде индивидуальной или групповой работы, выполнение которой ограничено конкретным временным отрезком. Итогом этой работы является готовый продукт и его презентация.

Стартапы и проекты в образовании

Образовательные стартапы направлены на формирование актуальных и перспективных компетенций. Их главная особенность – новизна. Нередко стартапы находятся на стыке различных областей знания (ИКТ, техника, энергетика, нанотехнологии…), уровней образования (школа, профессиональные образовательные организации, организации высшего образования) и сфер деятельности (образование, наука, практика). Они построены так, чтобы процесс образования был максимально интересным, вовлекающим в процесс исследования, создания собственного проекта. Здесь мы приводим примеры образовательных стартапов, которые успешно реализуются в современной России.

Детские технопарки «Кванториум»

Тренды образования будущего
kvantorium.ru

Детские технопарки «Кванториум» — это площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. В технопарках реализуются программы по актуальным направлениям НТИ: «Наноквантум», «Робоквантум», «Нейроквантум», «IT-квантум», «Автоквантум», «Аэроквантум», «Геоквантум», «Космоквантум», «Хайтек квантум», «Промдизайн квантум», «Промробоквантум».

Миссия технопарков — содействовать ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи, внедряя эффективные модели образования, доступные для тиражирования во всех регионах страны.

IT-Сube 

Тренды образования будущего

IT-Сube – федеральная сеть профильного образования по подготовке специалистов в области IT, начиная с шести лет. Уникальная атмосфера технического творчества, где дети не просто изучают информационные технологии, а создают программные проекты. Эти проекты носят формат законченных продуктов или решений (например, готовый сайт, мобильное приложение или программа сетевой безопасности). А заказчиком выступают известные IT-компании: фирма 1С, Яндекс, Кванториум, Microsoft, «LEGO», Samsung, образовательный центр «Квант».

Данный проект ставит перед собой цель увеличить доступность и разнообразие дополнительного образования в регионах России посредством инновационных технологий. Образовательный процесс базируется на проектной деятельности. Это и научные исследования, и инженерно-технические разработки, и проектирование, и уникальная возможность выбрать будущую профессию, связанную с интернет-технологиями. Таким образом, обучающиеся получат комплексную предпрофессиональную подготовку по данному направлению. Создать IT-cube можно в каждом образовательном учреждении.

IT ШКОЛА SAMSUNG

Тренды образования будущего
myitschool.ru

Программа дополнительного образования по основам IT и программирования. Она создана компанией Samsung и реализуется при поддержке Министерства образования и науки РФ с целью обучения 5 000 школьников в более чем 20 городах России в течение 5 лет. К обучению в IT ШКОЛЕ SAMSUNG приглашаются школьники старших (преимущественно 10-х) классов, увлеченные современными технологиями и программированием.

Coursera

Тренды образования будущего
coursera.org

Данный проект – один из ведущих ресурсов онлайн-образования, разработанный стэнфордскими профессорами в области компьютерных наук.

Ресурс является типичным представителем сферы МООК – массовых открытых онлайн-курсов на самые разные тематики. Сервис сотрудничает с университетами, топовыми работодателями, занимается публикацией образовательных материалов, предлагает пользователям сдать тесты и экзамены непосредственно на сайте Coursera

«Лекториум»

Тренды образования будущего
lektorium.tv

Просветительский проект с онлайн-курсами, бесплатными лекциями, конференциями. Основная миссия стартапа – профориентация школьников. Ребёнок любого возраста может прослушать лекцию и определиться, что ему интересно, так как сложный материал преподносится увлекательно, просто и доступно.

«Открытое образование»

Тренды образования будущего
openedu.ru

Современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими университетами — МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университет ИТМО.

Все курсы, размещенные на платформе, доступны бесплатно и без формальных требований к базовому уровню образования. Для желающих зачесть пройденный онлайн-курс при освоении образовательной программы бакалавриата или специалитета в вузе предусмотрена уникальная для России возможность получения сертификатов. Получение сертификата возможно при условии прохождения контрольных мероприятий онлайн-курса с идентификацией личности обучающегося и контролем условий их прохождения.

Stepik

Тренды образования будущего
welcome.stepik.org

Образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов, а также уроков на самую разную тематику, подготовленных ведущими вузами России (ВШЭ, МФТИ, «МИСиС» и др.) и ИТ-компаниями («Яндекс», Mail.Ru, JetBrains и др.).

UCHi.RU

Тренды образования будущего
uchi.ru

Учи.ру — российская онлайн-платформа, где школьники из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Платформа Учи.ру учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности. Каждый ученик получает возможность самостоятельно изучить курс в комфортном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки, социальных и географических условий.

«Фоксфорд»

Тренды образования будущего
foxford.ru

Онлайн-школа для учеников 1−11 классов, учителей и родителей. На онлайн-курсах и индивидуальных занятиях с репетитором школьники готовятся к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, изучают школьные предметы. Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.

Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профпереподготовки, а для родителей — открытые занятия о воспитании и развитии детей. Проект входит в состав «Нетология-групп» и является резидентом «Сколково».

«РОБОТРЕК»

Тренды образования будущего
robotrack-rus.ru

Роботрек — российский проект в области образовательной робототехники и нейротехнологий (робототехнический комплекс РОБОТРЕК, НЕЙРОТРЕК, ВИДЭРЭТРЕК). Российская компания «Брейн Девелопмент» создала полный аналог Lego Education. Конструктор «РОБОТРЕК» предназначен для обучения робототехнике детей в возрасте от 5 до 16 лет. Проект уже поддержали Сколково, АСИ и НейроНет.

Собранным роботом можно управлять с помощью специальной программы для ноутбука или планшета. Она помогает детям научиться основам программирования.